Pain Of Salvation Road Salt One
С точки зрения ортодоксального поклонника прог-рока, от первого альбома и до концептуального мегаопуса «Be» карьера Pain of Salvation шла по нарастающей и уже совсем скоро группа оказалась бы занесена в ранг небожителей – конечно, если бы продолжала выдавать один за другим всё более длинные и (за)умные произведения. Но как раз после «Be» в жизни команды наступила эпоха перемен: и трудности с составом, и жанровые метания, и, «на закуску», банкротство лейбла и отмена назначенного американского турне. Хотя, кажется, не будь этих трудностей, Даниэль Гильденлёв сам бы что-нибудь придумал, а так проблемы ему пришлись только на руку.
Сначала радикальный шаг вперед и в сторону, к альт-металу «Scarsick», теперь – вполоборота и назад, в кромешное ретро рубежа 60-x — 70-х. Именно такую музыку когда-то называли «протопрогрессивом» – тогдашние команды наивно и настойчиво искали каждая свой новый жанр, вплетая в традиционный ритм-н-блюз и зарождающийся хард элементы классики и прочего «высокого штиля». Так и Pain Of Salvation решили вдруг всё забыть, сесть в машину времени и изобрести себя заново. Забыть, понятно, не получилось, да и саунд у «Road Salt» совсем не «шестидесятнический», зато в стилистике – целый спектр жанров, которые почти не ждешь услышать от прог-металлической группы. От соул-ритм-н-блюза «No Way» к госпелу «To Dust», архаичному акустическому блюзу «Tell Me You Don’t Know» и «уэйтсовскому» декадентскому кабаре «Sleeping Under The Stars»… Вскоре заряд машины времени начинает иссякать, и на второй половине альбома мы слышим как элементы «скарсиковской» альтернативы («Linoleum»), так и трогательные гильденлёвовские баллады с фирменным лирическим пищанием Даниэля. В последней же вещи, «Innocence», всплывает и призрак прежних PoS – с какой-никакой эпичностью и развитием, которого так не хватало в прочих, как правило, неподвижных, каждая в своей стилистике вещей. Музыкально диск кажется, в отличие и от «Be», и от «Scarsick», эдаким набором виньеток на разные темы, не объединенных сквозной драматургией.
Впрочем, Даниэль и не претендует на создание какого-то масштабного опуса. По его словам, альбом – не более чем набор разных историй из жизни разных людей, историй «не вымышленных, но и не автобиографических», между которыми нет общего сюжета. Диск вообще создавался в ходе студийных джемов, и лишь под конец сочинялись тексты. (Тем не менее фэны на форуме PoS уже изобрели ряд вполне правдоподобных трактовок именно с сюжетом!) А объединяет песни лишь общая тема – «развилки на дороге». Иначе – выбора. Образ пути вечен и не нуждается в разъяснениях. А «дорожная соль», хоть и навевает ассоциации с известной поговоркой «пуд соли вместе съесть», означает немного другое. Соль означает слезы, выплаканные героем на этом пути, слезы означают страдания, боль. «Мне больно – значит, я живу», – поет герой «When It Hurts». Страдания – ключ к жизни, ее необходимое и достаточное условие. Такой садомазохизм – во-первых, интеллектуальный, а во-вторых… самый что ни на есть буквальный. Тексты альбома просто пестрят разного рода грубостями, натурализмом, «сексом на жирных сиденьях кабацких сортиров» и тому подобными прелестями, которых не очень-то ждешь от записного философа и отца двоих детей Гильденлёва. Но ведь, как мы уже знаем, сюжеты все «не автобиографические». Так зачем же автор поселил этих пошлых персонажей у себя в голове и позволил им говорить своими устами?
Просто жизненный выбор каждого из них заключался в падении, в размене этого изначального ощущения жизни-боли-любви на дешевый его заменитель – секс. Не случайно герой финального трека «Innocence» просит вернуть его в начало пути, вернуть ему невинность, и речь идет, разумеется, не о физическом его состоянии. Но ответом ему лишь гулкий стук закрывающейся крышки… А дальше – кто знает, ведь «Road Salt One» – лишь первая часть дилогии, которую группа не успела завершить из-за нынешней чехарды с лейблами. Может быть, тогда с концепцией станет яснее.
И несколько ложек дегтя… Многоцветье стилей альбома прекрасно само по себе, но вряд ли привязано к концепции, в то время как в «Scarsick» стилевые эксперименты были яркими музыкальными иллюстрациями к темам песен. А еще… это невозможно объяснить логически, но вещи нынешних PoS, как вода Мёртвого моря, словно выталкивают слушателя, не дают ему погрузиться в музыку целиком. Даже нежнейший из фальцетов Гильденлёва заставляет вспомнить «ангелов», которые поют «такими злыми голосами»; что уж говорить о наждачном полухрипе Даниэля, так странно звучащем в блюзовых по форме вещах. И нет ничего странного в том, что песня «Road Salt» не завоевала больших призов на «Евровидении», – не выйдет из Гильденлёва «телевизионного соловья», как бы он ни старался. Не выйдет, и славно.