Rambler's Top100

Главная » Статьи » Мои статьи

Десятилетие группы Catharsis

Десятилетие группы Catharsis

Основательно пропиаренное празднование десятилетия коллектива Catharsis 26 ноября в московском клубе Точка с таким количеством народа в зале, что ноге ступить было негде, безусловно свидетельствует о том, что Catharsis добились (хотя бы частично) того, чего они хотели. Эта группа приобрела популярность, армию фанатов и поклонников (в основном фанатов), коммерческий успех и уверенность в своих силах. Точнее сказать, уверенность в своей значимости, потому что в силах своих они были уверены, судя по всему, с самого момента своего основания. Значит, стилистические искания, скандалы, связанные со сменой состава, долгие годы работы в двух направлениях – в музыкальном и в направлении саморекламы – все-таки принесли свои плоды. 

           Вообще-то, ничего плохого в этом нет. Catharsis в нынешнем составе является, по крайней мере, профессиональным, сыгранным коллективом с наработанным репертуаром из вполне хитовых и запоминающихся мелодий. И все-таки такой ажиотаж вокруг Catharsis вызывает у меня некоторое недоверие, некое интуитивное отторжение – будто бы что-то старательно навязывается мне как представителю рок-аудитории в качестве супергруппы – что-то, являющееся на самом деле просто качественным и профессиональным музыкальным коллективом. Чувствуете разницу? 
           Я помню, однако, время, когда один мой товарищ-гитарист, решивший «играть металл», пытался обозначить свои музыкальные ориентиры, повторяя название Catharsis… А второй товарищ возражал ему: «Да ты назови что-нибудь другое, никто твой Катарсис не знает!» Это, кажется, были времена альбома “Imago”, и начинающего гитариста восхищали элементы стиля неоклассик в музыке широко известного в узких кругах коллектива, красивые клавишные и флейтовые пассажи… 
           А на юбилейном концерте вокалист Олег Жиляков тоже вспомнил время, когда о Catharsis почти никто не знал, а фан-клуб группы состоял всего из десяти человек. Сейчас представители так называемых ауров появляются на сцене с подарками и словами благодарности любимой группе. Кстати, вычислить ауров в зале, оказывается, не так уж сложно: эти девушки (на концертах фигурируют почему-то только девушки) выглядят скорее не как поклонницы тяжелой музыки, а как прилежные школьницы-отличницы. К тому же, они постоянно спешат и суетятся, видимо, проверяя, все ли в порядке, готовы ли подарки и подготовлен ли их выход. Уверена, что все с умилением смотрели на то, как Жиляков, приобняв девушку-представительницу фан-клуба, расточал слова благодарности в адрес поклонников. А потом он выразил надежду, что группе суждено пройти еще долгий-долгий путь бок о бок со своими слушателями. И зал отозвался громкими криками одобрения. Конечно, музыкантов можно понять - они купалась в море любви своей аудитории, ведь они шли к этому целых десять лет. Но все-таки – не слишком ли много внимания Catharsis уделяют этим моментам во время концертов? 
           При всей своей бесконечной благодарности и любви к публике Catharsis умудрились задержать начало концерта на час и пятнадцать минут. А публика, совсем устав ждать своих любимцев, в начале девятого сообщила им о том, что «За***ли!», товарищи музыканты, да сообщила так громко, что трудно было не услышать. Допустим, полчаса можно списать на погрешности пропускной системы – пропускали долго, проверяли дотошно. Но час пятнадцать – это уже слишком! Спасибо организаторам, что позволили хоть прессе пройти раньше и не стоять в очереди – иначе я бы расположилась в зале отнюдь не так комфортно… 

           Говорят, концерт, во время которого снимали DVD «Верни Им Небо», получился действительно грандиозным. Я, да и большинство народа в зале, были уверены, что в этот раз, при таких приготовлениях и такой рекламе нас точно должно ждать что-то феерическое. Начало заинтриговало – хоть люди и были утомлены ожиданием, но все-таки устремили все свое внимание на сцену, когда там появились девушки-барабанщицы, выглядящие как улыбающиеся клоны, отбарабанили что-то и исчезли. Почему группа появилась на сцене не сразу после этого вступления, а спустя несколько минут, никто так и не понял. 
           Далее читаю свои отрывочные и отчасти непонятные даже мне самой записки с концерта. Сразу после слов «20:15 – выход группы на сцену» красуется фраза с восклицательным знаком: «Звук ужасен!» Вспоминаю свои ощущения, когда эта ревуще-скрежещуще-бухающая звуковая волна обрушилась на меня со всей мощью. Нет, у меня были, конечно, подозрения, что звук будет не на высоте… Во-первых, Точка вообще этим грешит, а во-вторых, во время нашего часового ожидания играли записи Guns’n’Roses, и в динамиках завывали и ухали басы, пронизывая волнами все тело и вызывая неприятные слуховые ощущения. Тут-то я и поняла в полной мере, что означает «физиологическое воздействие» такой музыки… Но я надеялась, что может быть, во время выступления что-нибудь исправится, хотя понимала, что, скорее всего, все так и останется. И осталось… к сожалению. 
           Вообще, ощущения от качества звука в начале и в конце любого металлического концерта достаточно сильно различаются. В начале есть только два варианта – «кошмарно» и «приемлемо». Потом «кошмарно» имеет свойство превращаться в «и так сойдет», потому что невозможно получать удовольствие от выступления, постоянно обращая внимание на «качество» звучания. Ну а «приемлемо» по прошествии часа уже расценивается как «хорошо» - слух привыкает. 
           В данном случае хорошее исполнение, уверенность музыкантов и совершенно сумасшедшая атмосфера концерта как-то смягчили впечатления от звучания, но полностью их нивелировать не удалось бы никаким виртуозам. Интересно, что надо будет сотворить звукорежиссерам, чтобы сделать звук на DVD качественным? 
           Где-то в Интернете встречались «наезды» и на свет. На мой взгляд, свет был вполне приемлемым. Точка – это ведь не Лужники, в конце концов. Световой феерии, конечно, не было, но и плохим я бы освещение не назвала. 
           Кстати, вот что удивительно – post factum отзывы встречаются самые разные и не всегда восторженные, но те, кто находился в зале, принимали каждую композицию как откровение и прыгали от радости (наверное, от радости же они пускали «волны» в партере и устраивали слэм у сцены). 
           Что касается собственно выступления группы Catharsis, то меня особенно порадовали два персонажа – Олег Жиляков и Олег Mission. Жиляков, несмотря на свое поведение в стиле Энди Дериса и несколько искусственные жесты, очень харизматичный фронтмен и один из лучших отечественных металлических вокалистов. Его голос на протяжении всего концерта парил над звуковой кашей, создаваемой гитарами. Олег в этот раз проявил себя лучшим певцом, чем тот же Дерис (такой, каким мне довелось его услышать в Точке в октябре этого года). 
           Олег Mission же просто светился энергией и жизнерадостностью. Гитарные его партии были неразборчивы в силу уже упомянутых мною причин, но вот флейтовые соло пробивали искаженную звуковую стену и звучали достаточно отчетливо и ярко. 
           Мне всегда было интересно, что чувствуют во время концерта барабанщики, которые даже покрасоваться на сцене не могут – чаще всего за установкой их просто не видно. Зато и от игры их ничто не отвлекает, и они лупят по своим барабанам от всей души – прямо как Алексей Барзилович… 
           Перебирая впечатления от концерта, я пришла к выводу, что мне особенно запомнился акустический блок из двух композиций – «Дальше Тишина» (сразу вызывает ассоциации и с “And Then There Was Silence”, хоть песни и не похожи) и «Помни Меня». Аранжированные для исполнения со струнным ансамблем, они звучали проникновенно и выразительно и стали хорошей передышкой после немалого количества зубодробительных композиций. 

          Еще запомнилась «Madre», исполнение которой посвятили матерям. Антракт тоже почему-то запомнился – наверное, потому, что значительная часть толпы ломанулась прочь из партера, устроив пренеприятную давку. А еще очень долго крутилась в голове «Песня Про Зайцев». У Catharsis она вышла просто на ура – что летом, на «Свадьбе в стиле Heavy Metal», что сейчас. Каверы всенародно любимых песен вообще очень хорошо им удаются, и что самое удивительное – прекрасно вписываются в программу. 
           Вот что мне больше всего не понравилось на этом концерте, так это публика. К счастью, рядом со мной расположилась очень приятная компания металлистов, вышедших уже из подросткового возраста, но что творилось вокруг… Да простят меня фанаты Catharsis, но такого детского сада я не наблюдала уже давно. Я не имею в виду возраст публики – хотя основную ее часть составляют, по-видимому, старшие школьники. Просто они относятся к этому слишком серьезно… И это меня удивляет и заставляет задуматься. Безусловно, творчество Catharsis оптимистично, оно несет позитив и мощный энергетический заряд. Эти музыканты хорошо делают свое дело. Но воспринимать музыку подобного рода как откровение или как свод жизненных правил все-таки по меньшей мере странно. Ведь мир Catharsis ближе к сказке, чем к реальной жизни… что, по сути своей, вовсе не плохо, если воспринимать его именно так.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: INTER (15.08.2019)
Просмотров: 18 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]




СТАТЬИ